Положение о работе групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ№16 «Ласточка»
ст.Новорождественской
№______ от _______2020г.

Пантюхов
а Лидия
Викторовн
а

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ№ 16
«Ласточка» ст.Новорождественской
_______________ Л.В.Пантюхова
Приказ № _______ от ________2020г.

Пантюхова Лидия Викторовна
ИНН=235400954534, СНИЛС=00815705832,
E=lastochka16ds@mail.ru, C=RU,
S=Краснодарский край, L=Новорождественская,
O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 16 ""
ЛАСТОЧКА"" СТАНИЦЫ
НОВОРОЖДЕСТВЕНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН",
G=Лидия Викторовна, SN=Пантюхова,
CN=Пантюхова Лидия Викторовна
Я являюсь автором этого документа
место подписания
2021.02.04 13:12:22+03'00'

ПОЛОЖЕНИЕ
о работе групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями
речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского
сада комбинированной направленности № 16 «Ласточка» станицы Новорождественской
муниципального образования Тихорецкий район
1. Общие положения
1.1.Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(далее – группа компенсирующей направленности для детей с ТНР), открыта в
муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду
комбинированного вида № 16 «Ласточка» станицы Новорождественской
муниципального образования Тихорецкий район (далее - Учреждение), с целью создания
условий для воспитания, обучения, коррекции речи и социальной интеграции детей
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
1.2.Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности групп
компенсирующей направленности для детей с ТНР.
1.3.Группа для детей с ТНР открывается в образовательном учреждении на основании
приказа управления образования администрации муниципального образования
Тихорецкий район (далее – управление образования).
1.4.В своей деятельности Учреждение, имеющее группы компенсирующей направленности
для детей с ТНР руководствуется:
- Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН от
20.11.1989г.
-Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка Российской
Федерации».
-Закон РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации».
- Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 г. №288.
-Типовым положением о дошкольных учреждениях, имеющих группы для детей с
нарушениями речи, согласованным с Министерством здравоохранения СССР,
утвержденным Министерством Просвещения СССР от 26 мая 1970 г.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 СанПиН
2.4.1.3049-13)

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования» (утвержден приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014,
зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013, рег. № 30038);
- Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации от 22.01.1998г. № 0-58-07 ин. 20-4 «Об учителях – логопедах и
педагогах – психологах учреждений образования».
- Приказ Минпросвещения России от 21.01.2019 № 32. «О внесении изменений в
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1014.»
- Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада комбинированного вида № 16 «Ласточка» станицы Новорождественской
муниципального образования Тихорецкий район.
- Муниципальным Положением о группах компенсирующей направленности.
- Данным Положением.
1.5. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР создается в Учреждении в
целях создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические
условия для коррекции нарушений в развитии (первичного характера) детец, в освоении
ими образовательной программы и подготовки к успешному обучению в школе.
1.6.Группы компенсирующей направленности функционируют 5 дней в неделю с 9.0 –
часовым пребыванием.
1.7.Режим работы групп с .30 до 16.30 ч.
1.8.Группы компенсирующей направленности обеспечиваются специальным помещением,
оборудованием и пособиями в соответствии с возрастом детей и направлением
коррекционно – развивающей работы.
1.9.Кррекционно – педагогическую помощь детям оказывают учитель – логопед, педагог –
психолог и воспитатели групп через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные
формы работы.
1.10.
Основные задачи группы компенсирующей направленности для детей с ТНР:
- Коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения
и слоговой структуры слов, усвоение лексических и грамматических средств языка,
развития навыков связной речи.
- Активизация познавательной деятельности детей.
- Коррекция недостатков эмоционально – личностного и социального развития детей
1.11.Группы компенсирующей направленности для детей с ТНР комплектуются
управлением образования.
1.12.За содержание детей, посещающих группы компенсирующей направленности,
родительская плата взимается в размере, установленном в соответствии с действующим
законодательством.
2. Порядок приема детей в группу компенсирующей направленности.
2.1. Направление в группу компенсирующей направленности выдается управлением
образования на основании заключения ПМПК по результатам обследования ребенка, с
согласия родителей (законных представителей).
2.2. Для зачисления в группу компенсирующей направленности предоставляются
документы в соответствии с правилами приема, принятыми в образовательном
учреждении в установленном законом порядке:
- документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законных представителей);
- свидетельство о рождении ребенка;

- заявление родителей (законных представителей);
- медицинское заключение;
- заключение ПМПК.
2.3. В группу компенсирующей направленности для детей с ТНР принимаются дети с
расстройствами экспрессивной речи, которые включают задержку речевого развития по
типу общего недоразвития речи (далее – ОНР) 1-3 уровней при алалии, дизартрии,
ринолалии.
2.4.Противопоказанием к приему в группу компенсирующей направленности является
наличие у детей следующих клинических диагнозов:
- умственная отсталость;
Деменция органического, шизофренического и эпилептического генеза с выраженными
расстройствами эмоционально – волевой сферы;
- выраженные нарушения зрения, слуха, опорно – двигательного аппарата;
- выраженные формы раннего детского аутизма;
Выраженные формыипсихопатий и психоподобных состояний различной природы;
Частые судорожные параксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у
психоневролога;
- стойкий энурез и энкопрез;
- хронические заболевания сердечнососудистой системы, органов дыхания, пищеварения
и др. в стадии обострения.
2.5. В случае необходимости уточнения диагноза по решению ПМПК и рекомендации ППк
ДОУ родителям (законным представителям) выдается направление в соответствующее
лечебное учреждение для обследования врачами специалистами (психиатром,
неврологом, офтальмологом, оториноларингологом). Перевод в другое учреждение или
группу другого профиля осуществляется на основании заключения ПМПК с согласия
родителей (законных представителей).
2.6. Наполняемость детей в группе компенсирующей направленности соответствует
типовым нормативам по комплектованию групп компенсирующей направленности – до
10 человек.
2.7. Длительность пребывания в группе компенсирующей направленности определяется в
соответствии с уровнем речевого недоразвития (алалией, дизартрией, ринолалией) и
составляет:
- с ОНР 1 уровня с 4 – х летнего возраста, сроком обучения до 4- х лет;
- с ОНР 2 уровня с 4 – х летнего возраста, сроком обучения до 3- х лет;
- с ОНР 3 уровня с 4 – х летнего возраста, сроком обучения до 2- х лет;
2.8. В случае отказа родителей (законных представителей) от коррекционно –
образовательных услуг
1) Образовательное учреждение:
- предупреждает родителей (законных представителей) о том, что ответственность за
организацию дальнейшей квалифицированной коррекции речевого нарушения
ребенка возлагается на родителей (законных представителей).
- ставит в известность управление образования и предоставляет выписку о специфике
речевого развития ребенка на момент выхода из группы и объеме оказанной
коррекционной помощи.
2) Управление образования с письменного согласия родителей (законных
представителей) предоставляет место данному ребенку в образовательном
учреждении общеразвивающего вида, ранее направившего на ПМПК без
возможности оказания коррекционной помощи.
2.9. Выпуск детей из группы компенсирующей направленности осуществляется решением
ППк ДОУ по представлению учителя – логопеда по окончании срока реализации
коррекционно – развивающего обучения.

2.10.В спорных случаях с согласия родителей (законных представителей) дальнейший
образовательный маршрут ребенка с ТНР определяется ПМПК.
3. Образовательный процесс в группе компенсирующей направленности.
3.1. Содержание образования в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР
определяется адаптированной образовательной программой ДОУ (далее –
адаптированная программа).
3.2.Реализация адаптированной программы осуществляется по комплексно – тематическому
принципу построения в соответствии с федеральным государственным стандартом
дошкольного
образования
и
циклограммой
образовательной
деятельности
образовательного учреждения.
3.3.Раздел адаптированной программы «Содержание коррекционной работы» определяется
«Адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитие речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищевой.
3.4.Основной формой организации коррекционно – развивающей работы являются
подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. Количество занятий
определяется используемой адаптированной программы с учетом тяжести речевого
дефекта ребенка.
3.5.Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности
регламентируется циклограммой распределения видов деятельности в течении недели,
сеткой занятий, перспективным тематическим планированием, режимом дня.
3.6.Учебный год в группе компенсирующей направленности начинается 1 сентября, длится
в течении девяти месяцев, заканчивается 31 мая и условно делится на 3 периода:
- 1 период: сентябрь, октябрь, ноябрь;
- 2 период: декабрь, январь, февраль;
- 3 период: март, апрель, май.
3.7. Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения с детьми, имеющими
тяжелые нарушения речи, учитель – логопед проводит не менее 2 –х раз в неделю. По
мере формирования произносительных навыков дети с одинаковой патологией
включаются в небольшие подгруппы для автоматизации звукопроизношения.
3.8. Подгрупповые занятия с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи проводятся
четыре раза в неделю.
3.9.Продолжительность подгруппового занятия составляет:
- в средней группе – 15 минут;
- в старшей группе – 20 минут;
- в подготовительной группе – 25 минут.
Продолжительность индивидуального занятия – 15 – 20 минут с каждым ребенком.
3.10.Между подгрупповыми занятиями допускаются перерывы 10 минут, между
подгрупповым и индивидуальным – 5 минут.
3.11.Коррекционно – педагогическая помощь детям с ТНР оказывается в тесном
взаимодействии всех специалистов учреждения (учителем – логопедом, педагогом –
психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре,
воспитателями групп), обеспечивающих интеграцию содержания коррекционно –
образовательной работы по всем видам детской деятельности.
3.12.Ведущим специалистом, осуществляющим и координирующим коррекционно –
педагогическую работу группы компенсирующей направленности, является учитель –
логопед.
3.13.На каждого ребенка, зачисленного в группу компенсирующей направленности учитель
– логопед формирует карту развития ребенка, в состав которой входят:
- ксерокопия заключения ПМПК:
- характеристики педагогов (воспитателя, педагога - психолога);

- речевая карта;
- индивидуальный логокоррекционный маршрут.
3.14.Учитель – логопед проводит коррекционные занятия в соответствии с расписанием,
циклограммой образовательной деятельности на учебный год согласно СанПиН.
3.15.Воспитатель организует коррекционно – развивающую работу по заданию учителя –
логопеда, следит за речью детей в течении дня.
3.16.Диагностика уровня усвоения адаптированной программы детьми осуществляется в
группах компенсирующей направленности два раза в год (1-2 неделя сентября и 3-4
неделя мая).
4. Документация учителя – логопеда.
Перечень основной документации учителя – логопеда группы компенсирующей
направленности для детей с ТНР:
1. Документация учителя – логопеда:
- должностная инструкция учителя – логопеда;
- паспорт логопедического кабинета;
- график работы (заверен руководителем ДОУ);
- сетка занятий (заверен руководителем ДОУ);
- график подгрупповых и индивидуальных занятий (заверен руководителем ДОУ);
- список детей (заверен руководителем ДОУ);
- план организационно – методической и коррекционно – развивающей работы
(заверен руководителем ДОУ);
- перспективное планирование, разработанное в соответствии с заявленной
адаптированной программой с пояснительной запиской;
- журнал посещаемости детей;
- отчет о проделанной работе
2. Карта развития ребенка:
- ксерокопия заключения ПМПК:
- характеристики педагогов (воспитателя, педагога - психолога);
- речевая карта;
- индивидуальный логокоррекционный маршрут.
3. Тетрадь рабочих контактов учителя – логопеда и воспитателей:
- пояснительная записка;
- список детей (заверен руководителем ДОУ);
- сетка занятий (заверен руководителем ДОУ);
- график подгрупповых и индивидуальных занятий (заверен руководителем ДОУ);
- список подгрупп детей;
- рекомендуемые игры и упражнения для закрепления полученных знаний на
подгрупповых занятиях с учителем – логопедом;
- рекомендации по автоматизации или дифференциации поставленных учителем –
логопедом звуков.
4. Календарные планы:
- список детей (заверен руководителем ДОУ);
- подгруппы детей;
- сетка занятий (заверен руководителем ДОУ);
- график подгрупповых и индивидуальных занятий (заверен руководителем ДОУ);
- конспекты занятий в соответствии с перспективным планированием
5. Руководство и штаты групп.

5.1.Должности учителей – логопедов устанавливаются в соответствии со штатами
образовательного учреждения: за одной группой компенсирующей направленности
закрепляется одна ставка учителя – логопеда.
5.2.На должности учителей – логопедов назначаются лица в соответствии с трудовым
законодательством, имеющие высшее дефектологическое образование (отделение
«Логопедия»), или лица, имеющие высшее педагогическое образование и прошедшие
профессиональную переподготовку по специальности «Логопедия».
5.3.На должности воспитателей групп компенсирующей направленности назначаются лица,
имеющие высшее или среднее специальное образование с последующей курсовой
подготовкой по воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
5.4.Заведующий ДОУ осуществляет систематический контроль за правильной организацией
в группе компенсирующей направленности образовательного процесса и проведение
всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в речевом
развитии детей, повышение квалификации педагогов, проводит анализ эффективности
работы в данной группе.
5.5.Учебно – методическое руководство деятельностью групп компенсирующей
направленности осуществляет старший воспитатель.
5.6.Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала групп
компенсирующей направленности определяется правилами внутреннего трудового
распорядка и должностными инструкциями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».