ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБДОУ№16 «Ласточка» ст.Новорождественской №______ от _______2020г. Пантюхов а Лидия Викторовн а УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ№ 16 «Ласточка» ст.Новорождественской _______________ Л.В.Пантюхова Приказ № _______ от ________2020г. Пантюхова Лидия Викторовна ИНН=235400954534, СНИЛС=00815705832, E=lastochka16ds@mail.ru, C=RU, S=Краснодарский край, L=Новорождественская, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 16 "" ЛАСТОЧКА"" СТАНИЦЫ НОВОРОЖДЕСТВЕНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН", G=Лидия Викторовна, SN=Пантюхова, CN=Пантюхова Лидия Викторовна Я являюсь автором этого документа место подписания 2021.02.04 13:12:22+03'00' ПОЛОЖЕНИЕ о работе групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированной направленности № 16 «Ласточка» станицы Новорождественской муниципального образования Тихорецкий район 1. Общие положения 1.1.Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – группа компенсирующей направленности для детей с ТНР), открыта в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида № 16 «Ласточка» станицы Новорождественской муниципального образования Тихорецкий район (далее - Учреждение), с целью создания условий для воспитания, обучения, коррекции речи и социальной интеграции детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. 1.2.Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности групп компенсирующей направленности для детей с ТНР. 1.3.Группа для детей с ТНР открывается в образовательном учреждении на основании приказа управления образования администрации муниципального образования Тихорецкий район (далее – управление образования). 1.4.В своей деятельности Учреждение, имеющее группы компенсирующей направленности для детей с ТНР руководствуется: - Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» -Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989г. -Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации». -Закон РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». - Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 г. №288. -Типовым положением о дошкольных учреждениях, имеющих группы для детей с нарушениями речи, согласованным с Министерством здравоохранения СССР, утвержденным Министерством Просвещения СССР от 26 мая 1970 г. - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 СанПиН 2.4.1.3049-13) - «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (утвержден приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014, зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013, рег. № 30038); - Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.1998г. № 0-58-07 ин. 20-4 «Об учителях – логопедах и педагогах – психологах учреждений образования». - Приказ Минпросвещения России от 21.01.2019 № 32. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014.» - Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 16 «Ласточка» станицы Новорождественской муниципального образования Тихорецкий район. - Муниципальным Положением о группах компенсирующей направленности. - Данным Положением. 1.5. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР создается в Учреждении в целях создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии (первичного характера) детец, в освоении ими образовательной программы и подготовки к успешному обучению в школе. 1.6.Группы компенсирующей направленности функционируют 5 дней в неделю с 9.0 – часовым пребыванием. 1.7.Режим работы групп с .30 до 16.30 ч. 1.8.Группы компенсирующей направленности обеспечиваются специальным помещением, оборудованием и пособиями в соответствии с возрастом детей и направлением коррекционно – развивающей работы. 1.9.Кррекционно – педагогическую помощь детям оказывают учитель – логопед, педагог – психолог и воспитатели групп через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. 1.10. Основные задачи группы компенсирующей направленности для детей с ТНР: - Коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения и слоговой структуры слов, усвоение лексических и грамматических средств языка, развития навыков связной речи. - Активизация познавательной деятельности детей. - Коррекция недостатков эмоционально – личностного и социального развития детей 1.11.Группы компенсирующей направленности для детей с ТНР комплектуются управлением образования. 1.12.За содержание детей, посещающих группы компенсирующей направленности, родительская плата взимается в размере, установленном в соответствии с действующим законодательством. 2. Порядок приема детей в группу компенсирующей направленности. 2.1. Направление в группу компенсирующей направленности выдается управлением образования на основании заключения ПМПК по результатам обследования ребенка, с согласия родителей (законных представителей). 2.2. Для зачисления в группу компенсирующей направленности предоставляются документы в соответствии с правилами приема, принятыми в образовательном учреждении в установленном законом порядке: - документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законных представителей); - свидетельство о рождении ребенка; - заявление родителей (законных представителей); - медицинское заключение; - заключение ПМПК. 2.3. В группу компенсирующей направленности для детей с ТНР принимаются дети с расстройствами экспрессивной речи, которые включают задержку речевого развития по типу общего недоразвития речи (далее – ОНР) 1-3 уровней при алалии, дизартрии, ринолалии. 2.4.Противопоказанием к приему в группу компенсирующей направленности является наличие у детей следующих клинических диагнозов: - умственная отсталость; Деменция органического, шизофренического и эпилептического генеза с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы; - выраженные нарушения зрения, слуха, опорно – двигательного аппарата; - выраженные формы раннего детского аутизма; Выраженные формыипсихопатий и психоподобных состояний различной природы; Частые судорожные параксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога; - стойкий энурез и энкопрез; - хронические заболевания сердечнососудистой системы, органов дыхания, пищеварения и др. в стадии обострения. 2.5. В случае необходимости уточнения диагноза по решению ПМПК и рекомендации ППк ДОУ родителям (законным представителям) выдается направление в соответствующее лечебное учреждение для обследования врачами специалистами (психиатром, неврологом, офтальмологом, оториноларингологом). Перевод в другое учреждение или группу другого профиля осуществляется на основании заключения ПМПК с согласия родителей (законных представителей). 2.6. Наполняемость детей в группе компенсирующей направленности соответствует типовым нормативам по комплектованию групп компенсирующей направленности – до 10 человек. 2.7. Длительность пребывания в группе компенсирующей направленности определяется в соответствии с уровнем речевого недоразвития (алалией, дизартрией, ринолалией) и составляет: - с ОНР 1 уровня с 4 – х летнего возраста, сроком обучения до 4- х лет; - с ОНР 2 уровня с 4 – х летнего возраста, сроком обучения до 3- х лет; - с ОНР 3 уровня с 4 – х летнего возраста, сроком обучения до 2- х лет; 2.8. В случае отказа родителей (законных представителей) от коррекционно – образовательных услуг 1) Образовательное учреждение: - предупреждает родителей (законных представителей) о том, что ответственность за организацию дальнейшей квалифицированной коррекции речевого нарушения ребенка возлагается на родителей (законных представителей). - ставит в известность управление образования и предоставляет выписку о специфике речевого развития ребенка на момент выхода из группы и объеме оказанной коррекционной помощи. 2) Управление образования с письменного согласия родителей (законных представителей) предоставляет место данному ребенку в образовательном учреждении общеразвивающего вида, ранее направившего на ПМПК без возможности оказания коррекционной помощи. 2.9. Выпуск детей из группы компенсирующей направленности осуществляется решением ППк ДОУ по представлению учителя – логопеда по окончании срока реализации коррекционно – развивающего обучения. 2.10.В спорных случаях с согласия родителей (законных представителей) дальнейший образовательный маршрут ребенка с ТНР определяется ПМПК. 3. Образовательный процесс в группе компенсирующей направленности. 3.1. Содержание образования в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР определяется адаптированной образовательной программой ДОУ (далее – адаптированная программа). 3.2.Реализация адаптированной программы осуществляется по комплексно – тематическому принципу построения в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования и циклограммой образовательной деятельности образовательного учреждения. 3.3.Раздел адаптированной программы «Содержание коррекционной работы» определяется «Адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитие речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищевой. 3.4.Основной формой организации коррекционно – развивающей работы являются подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. Количество занятий определяется используемой адаптированной программы с учетом тяжести речевого дефекта ребенка. 3.5.Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности регламентируется циклограммой распределения видов деятельности в течении недели, сеткой занятий, перспективным тематическим планированием, режимом дня. 3.6.Учебный год в группе компенсирующей направленности начинается 1 сентября, длится в течении девяти месяцев, заканчивается 31 мая и условно делится на 3 периода: - 1 период: сентябрь, октябрь, ноябрь; - 2 период: декабрь, январь, февраль; - 3 период: март, апрель, май. 3.7. Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, учитель – логопед проводит не менее 2 –х раз в неделю. По мере формирования произносительных навыков дети с одинаковой патологией включаются в небольшие подгруппы для автоматизации звукопроизношения. 3.8. Подгрупповые занятия с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи проводятся четыре раза в неделю. 3.9.Продолжительность подгруппового занятия составляет: - в средней группе – 15 минут; - в старшей группе – 20 минут; - в подготовительной группе – 25 минут. Продолжительность индивидуального занятия – 15 – 20 минут с каждым ребенком. 3.10.Между подгрупповыми занятиями допускаются перерывы 10 минут, между подгрупповым и индивидуальным – 5 минут. 3.11.Коррекционно – педагогическая помощь детям с ТНР оказывается в тесном взаимодействии всех специалистов учреждения (учителем – логопедом, педагогом – психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями групп), обеспечивающих интеграцию содержания коррекционно – образовательной работы по всем видам детской деятельности. 3.12.Ведущим специалистом, осуществляющим и координирующим коррекционно – педагогическую работу группы компенсирующей направленности, является учитель – логопед. 3.13.На каждого ребенка, зачисленного в группу компенсирующей направленности учитель – логопед формирует карту развития ребенка, в состав которой входят: - ксерокопия заключения ПМПК: - характеристики педагогов (воспитателя, педагога - психолога); - речевая карта; - индивидуальный логокоррекционный маршрут. 3.14.Учитель – логопед проводит коррекционные занятия в соответствии с расписанием, циклограммой образовательной деятельности на учебный год согласно СанПиН. 3.15.Воспитатель организует коррекционно – развивающую работу по заданию учителя – логопеда, следит за речью детей в течении дня. 3.16.Диагностика уровня усвоения адаптированной программы детьми осуществляется в группах компенсирующей направленности два раза в год (1-2 неделя сентября и 3-4 неделя мая). 4. Документация учителя – логопеда. Перечень основной документации учителя – логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ТНР: 1. Документация учителя – логопеда: - должностная инструкция учителя – логопеда; - паспорт логопедического кабинета; - график работы (заверен руководителем ДОУ); - сетка занятий (заверен руководителем ДОУ); - график подгрупповых и индивидуальных занятий (заверен руководителем ДОУ); - список детей (заверен руководителем ДОУ); - план организационно – методической и коррекционно – развивающей работы (заверен руководителем ДОУ); - перспективное планирование, разработанное в соответствии с заявленной адаптированной программой с пояснительной запиской; - журнал посещаемости детей; - отчет о проделанной работе 2. Карта развития ребенка: - ксерокопия заключения ПМПК: - характеристики педагогов (воспитателя, педагога - психолога); - речевая карта; - индивидуальный логокоррекционный маршрут. 3. Тетрадь рабочих контактов учителя – логопеда и воспитателей: - пояснительная записка; - список детей (заверен руководителем ДОУ); - сетка занятий (заверен руководителем ДОУ); - график подгрупповых и индивидуальных занятий (заверен руководителем ДОУ); - список подгрупп детей; - рекомендуемые игры и упражнения для закрепления полученных знаний на подгрупповых занятиях с учителем – логопедом; - рекомендации по автоматизации или дифференциации поставленных учителем – логопедом звуков. 4. Календарные планы: - список детей (заверен руководителем ДОУ); - подгруппы детей; - сетка занятий (заверен руководителем ДОУ); - график подгрупповых и индивидуальных занятий (заверен руководителем ДОУ); - конспекты занятий в соответствии с перспективным планированием 5. Руководство и штаты групп. 5.1.Должности учителей – логопедов устанавливаются в соответствии со штатами образовательного учреждения: за одной группой компенсирующей направленности закрепляется одна ставка учителя – логопеда. 5.2.На должности учителей – логопедов назначаются лица в соответствии с трудовым законодательством, имеющие высшее дефектологическое образование (отделение «Логопедия»), или лица, имеющие высшее педагогическое образование и прошедшие профессиональную переподготовку по специальности «Логопедия». 5.3.На должности воспитателей групп компенсирующей направленности назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование с последующей курсовой подготовкой по воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями речи. 5.4.Заведующий ДОУ осуществляет систематический контроль за правильной организацией в группе компенсирующей направленности образовательного процесса и проведение всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в речевом развитии детей, повышение квалификации педагогов, проводит анализ эффективности работы в данной группе. 5.5.Учебно – методическое руководство деятельностью групп компенсирующей направленности осуществляет старший воспитатель. 5.6.Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала групп компенсирующей направленности определяется правилами внутреннего трудового распорядка и должностными инструкциями.