07.06.2024
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в своих силах.
Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка).
Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Поощряйте
ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания
(например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми,
раскрашивание, чтение). Поддерживайте
дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних дели
сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку. Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля . Давайте
ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна
ежедневная физическая активность на свежем воздухе - прогулки, бег,
спортивные занятия. Помните о том, что присущая детям активность может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
КАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО
v «Не прыгай на ступеньках, упадешь». Как сказать лучше? «Иди спокойно. А то можешь упасть». Иначе ребенок подумает: «Сейчас проверим!».
v А вместо «Не тяни кота за хвост? » Лучше сказать «Ему больно. Он может тебя поцарапать». Иначе ребенку станет интересно, за что еще можно потягать кота.
v «Не рисуй на стене» ребенок интерпретирует по-своему: «Обязательно буду». Лучше дайте большой лист и скажите: «Рисуй здесь».
v «Снова влез в лужу? » – «Я только попробовал». Лучше скажите «Лужа глубокая. Лучше ее обойти». v «Снова
не убрал игрушки? » – «Подумаешь. Ну и что? ». Лучшим вариантом будут
такие слова: «Я скоро приду и проверю, как ты убрал игрушки в коробку». v «Купи
раскраску с нормальными рисунками. Эти – страшные» – «А мне они
нравятся». Посоветуйте нормальным тоном поменять раскраску, потому что
эти рисунки, наверно, пугают не только вас, но и детей в группе». v «Сколько
можно сидеть за компьютером? » – «Да сколько угодно. Здесь интересно».
Ваша реакция должна быть приблизительно такой: «Ты уже два часа
играешься в эту игру. Заканчивай и помоги мне убраться на кухне».«Одного
гулять я тебя не пущу» – «Но я же не маленький. Надо мною будут
смеяться». Объясните это таким образом: «На улице самому в такое время
опасно» ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Когда идти за помощью к логопеду? Если хотя бы на один из вопросов вы ответите НЕТ, следует обратиться за помощью к логопеду. В 3 месяца ваш ребенок: • Вздрагивает при внезапном звуке? • Умеет издавать звуки? • Смотрит на вас с интересом, когда вы разговариваете с ним? • Улыбается вам в ответ? • Узнает голос матери? В 6 месяцев ваш ребенок: • Поворачивается на звук? • Издает несколько разнообразных звуков? • Подражает и повторяет свои собственные звуки? • Пытается взглядом и/или звуками привлечь ваше внимание? • Гулит и улыбается в ответ на изменение выражения вашего лица? В 9 месяцев ваш ребенок: • Тянется, чтобы его взяли на руки? • Откликается на свое имя? • Пытается «заговорить» с вами? (баба, гага) • Мелодично гулит («напевает»), когда играет один? • Поворачивается на голос (услышанный разговор)? • Радуется, когда с ним играют, и «участвует» в разговоре? • Понимает, когда ему говорят «нет»? В 1 год ваш ребенок: • Показывает пальцем на предметы вокруг? • Повторяет ваши жесты (машет рукой на прощанье) или уже самостоятельно пользуется ими? • Пытается показать, чего ему хочется, с помощью движений и издаваемых звуков? • Протягивает вам игрушки, чтобы вы на них посмотрели и/или поигр • Радуется, когда с ним играют в прятки или ладушки, и иногда начинает игру самостоятельно? • Понимает простые фразы? В 1,3 года ваш ребенок: • Обычно смотрит на вас во время общения? • Повторяет услышанные слова? • Пытается говорить предложениями, однако, при этом заменяет реальные слова придуманными им самим? • Произносит одно-два слова? • Понимает простые вопросы и просьбы? («А ну-ка принеси подгузник». «Где мячик?») В 1,6 года ваш ребенок: • Говоря, смотрит на вас и затем на предмет, о котором говорит? • Говорит «нет»? • Произносит десять и более слов? • Понимает смысл и сам использует названия знакомых предметов (мяч, кровать, свет, автомобиль)? • Иногда отвечает на вопрос «Что это?»? • В играх с партнером меняет манеру поведения? • Использует игрушки в ролевых играх? В 2 года ваш ребенок: • Умеет показывать части тела? • Пользуется описательными словами (голодный, большой, горячий)? • Говорит комбинациями из двух слов? (Я пойду. Еще печенья.) • Задает такие вопросы, как «Что это?» • С удовольствием выслушивает небольшие рассказы? В 3 года ваш ребенок: • Выполняет просьбы, состоящие из двух частей? (Пойди на кухню и возьми чашку) • Участвует в коротких разговорах? • Пользуется в общении предложениями из трех и более слов? • Рассказывает о том, что случилось в прошлом? • Задает вопросы, начинающиеся со слова «почему»? • Другие люди - не члены вашей семьи - понимают хотя бы половину из сказанного им? В 4 года ваш ребенок: • Правильно («по-взрослому») произносит целые предложения? • Рассказывает истории, которые легко понять? • Задает вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»? • Задает множество вопросов? • Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он» и «она»? • Начинает разговор и может его поддержать, не отклоняясь от первоначальной темы? • При игре с другими может словами пояснить ролевые ситуации? • Другие люди - не члены вашей семьи - понимают три четверти сказанного им? В 5 лет ваш ребенок: • Может объяснить, как пользоваться тем или иным предметом? • Отвечает на вопросы, начинающиеся словами «когда» и «почему»? • Рассказывает о прошедших, предстоящих и воображаемых событиях? • Участвует в длительных и подробных беседах? • Другие люди - не члены вашей семьи - понимают почти все сказанное им? Учитель - логопед: Высоцкая К.Ю. С какого возраста необходимо исправлять неправильное произношение звуков?
Исправление произношения предусматривает осознание ребенком работы
артикуляционного аппарата, что достигается соответствующим показом и
объяснением. Оптимальный возраст для исправления звукопроизношения,
должен составлять 4—5, а при постановке звука «р» даже 6 (как исключение
5) лет. Более раннее исправление звуков нецелесообразно из-за
ограниченных возможностей ребенка (непонимание стоящей задачи,
недостаточная настойчивость, неустойчивое внимание и т.д.). Занятия с логопедом рекомендуется проводить систематически, желательно не менее
3 раз в неделю, а также практиковать ежедневные кратковременные (в
течение 2-3 минут) упражнения. Если вы начали заниматься с логопедом, и
по каким-либо причинам прервали занятия, не закончив их, то
сформированные у ребенка или взрослого умения и навыки могут исчезнуть.
Вам снова придется их восстанавливать, дополнительно выполняя ту же
самую работу. Учитель- логопед: Высоцкая К.Ю. На
начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных
движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика.
Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей
двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее
продолжительность 3—5 минут. Не следует предлагать детям сразу много
упражнений, достаточно 2—3. При отборе материала надо учитывать степень
его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику
надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются подгруппами
или индивидуально, сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо
педагога и свое лицо. Нежелательно выполнение гимнастики сразу после
еды. широко открыть рот — "жарко" улыбнуться, открыть рот улыбнуться улыбнуться с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты) улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы губы в улыбке улыбнуться губы в улыбке, рот открыт губы в улыбке вытянуть губы губы в улыбке вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника" языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..." рот закрыт улыбнуться улыбнуться, открыть рот улыбнуться улыбнуться надуть щёки улыбнуться улыбнуться на кончик носа положить ватку "вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
Что делать, если ребенок не соответствует критериям готовности? -
Многие родители в настоящее время сталкиваются с проблемой готовности к
школе, когда у малыша обнаруживают недостатки и говорят, что ему пока
рано учиться. Невнимательность, рассеянность, отсутствие усидчивости
проявляются почти у каждого 6-7-летнего ребенка. -
Родителям не стоит впадать в панику в такой ситуации. Если малышу всего
6 или 7 лет, то не обязательно в это время отдавать его в школу. Многие
дети начинают обучение только после исполнения 8 лет. К этому времени
все проблемы, которые замечались ранее, могут исчезнуть. -
Не стоит забывать о занятиях. Родителям желательно до школы научить
своего сына или дочь чтению и письму. Если у чада по показателям
готовности к школе выявлено, что есть какие-то проблемы с памятью или
мышлением, то существует огромное количество различных задачек и
упражнений, которые могут это развить. Если у малыша замечены какие-то
отклонения, то можно обратиться к специалистам, например, психологу или
логопеду. -
Родители должны знать, что сегодня у ребенка три серьезных врага:
компьютер, телевизор и еда. Многие дети все свое свободное время
проводят за телевизором или компьютером. Родителям стоит обратить на это
внимание и ввести жесткий режим, разрешив смотреть телепрограммы или
играть в компьютерные игры только 1 час в день. - Полезны
игры разные. Даже “несерьезные” игры: в “больницу”, “дочки-матери”,
“школу”. Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько
детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить
взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают
взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять
указания “взрослого”. -
Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное
место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование,
конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире,
предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно
представлять себе предметы, “рассмотреть” их в уме. Позднее это окажется
важным при изучении физики, геометрии и др. Рисуя, строя, ребенок
переживает радость творчества . Конструирование из кубиков требует
решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов
о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д. - Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию. -
Остальное время лучше проводить за нескучными занятиями, больше гулять
на свежем воздухе. Из рациона ребенка нужно исключить все вредные
продукты, содержащие химические добавки и канцерогенные вещества.
Желательно, чтобы в рационе было больше натуральных продуктов. -
Если же ребенку уже 8 лет, а его характеристика готовности к школе не
идеальна, то стоит разобраться в конкретных причинах и постараться
решить их. Дополнительные занятия дома, специальные упражнения можно
продолжать проводить. Если же у ребенка что-то не получается, то не
стоит на него давить. Это может только расстроить его, он разочаруется в
учебе. -
В заключение стоит отметить, что неподготовленному ребенку сложно
адаптироваться к переменам. Поступление в школу, несомненно, является
стрессом, ведь меняется привычный жизненный уклад. На фоне восторга,
радости и удивления возникают чувства тревоги, растерянности. Помощь
родителей в это время очень важна. - Родители
окажут большую помощь учителям, воспитателям, школе в целом и прежде
всего своим детям, если постараются формировать у начинающего школьника
только положительное отношение к учебе и школе, будут поощрять в
ребенке желание учиться. Педагог- психолог: Кириченко Л.И.Как проводить артикуляционную (речевую) гимнастику
Взрослый
следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью,
плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения,
устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое,
симметричностью, наличием лишних движений.
Отработка каждого упражнения идет в определенной последовательности:
рассказ
о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о
Веселом Язычке). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у
детей младшего возраста;
показ взрослым упражнения;
выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
контроль взрослого за выполнением упражнения, указание на ошибки;
выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).
В
начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно
скованность исчезнет, и движения станут свободными и координированными.
Артикуляционная гимнастика для малышей
Гимнастика
для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы
тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот
зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык -
главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы,
гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо
развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые
звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают
эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и
общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в
дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как
можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика
поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти,
шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом
преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу
артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок
должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где
находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У
нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через
зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не
огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого
раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь
ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте
терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком
ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения,
которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься."Окошко"
закрыть рот — "холодно""Чистим, зубки"
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы"Месим тесто"
пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)"Чашечка"
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)"Дудочка"
"Заборчик"
"Маляр"
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо"Грибочек"
поцокать языком, будто едешь на лошадке
прикососать широкий язык к нёбу"Киска"
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы"Поймаем мышку"
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)"Лошадка"
приоткрыть рот
процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)"Пароход гудит"
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы...""Слоник пьёт"
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая"Индюки болтают"
"Орешки"
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
на щеках образуются твердые шарики - "орешки""Качели"
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы"Часики"
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой"Блинчик"
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу"Вкусное варенье"
открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу"Шарик"
сдуть щёки"Гармошка"
сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)"Барабанщик"
открыть рот
кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...""Парашютик"
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх"Загнать мяч в ворота"
дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)
И главное — все происходит без принуждения,
легко и охотно. Развивается воображение — умение представить себе, “что
было бы, если бы...”.
Главное — не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.
-
Родители должны понимать, что лучшая подготовка к школе — это
естественное желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную
тему. Не гасите интерес!
ОРГАН
ИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ В СОВРЕМЕННЫ УСЛОВИЯХ :
Педагоги
и психологи справедливо настаивают на том, что от взрослых
воспитывающих ребенка в детстве зависит на сколько активно и
разносторонне будет протекать его развитие. Совместная деятельность пап и
мам с детьми на протяжении дошкольного детства позволяет повысить
качество образования детей и использовать потенциальные возможности
каждого ребенка. Для повышения уровня музыкально-эстетического
воспитания дошкольников на основе проведенных исследований по этому
вопросу были разработаны задачи музыкального развития в семье.
Слушание-восприятие
Поддерживать
интерес к прослушиванию музыкальных произведений. Формировать
воспитание музыки во взаимосвязи с “материальными произведениям”,
живописью, театром. При обсуждении детьми прослушанного, направлять их
внимание на нравственно-эстетическую оценку музыкального содержания.
Организация
Создание условий для прослушивания.
А) технические средства (магнитофон, музыкальный центр и др.)
Б) музыкальный репертуар (кассеты, диски)
В) создание комфортной, спокойной обстановки в помещении, где ребенок слушает музыку
Г) совместные походы с детьми в театр, концерт
Д) собирание домашней фонотеки
Певческая деятельность
Поощрять
певческие проявления дошкольников. Направлять интересы детей на
исполнение песен, доступным по содержанию и музыкальному языку;
небольшие по объему, яркие мелодии в удобном для детского голоса
диапазоне. Стараться ограничить голос детский от излишних нагрузок (не
петь “взрослых” песен с большим диапазоном мелодий). Как можно чаще
устраивать совместные дуэты (с мамой, папой, бабушкой), что способствует
взаимовыполнению и формирует любовь к пению и песням.
Организация
1. Беседа с детьми о впечатлениях полученных на музыкальных занятиях, о
новых понравившихся песнях. Попросить их спеть. Пусть ребенок научит
вас этой песне.
2.
Собирание домашней фонотеки, составление из любимых песен, также
кассет-караоке (как видео, так и аудио). Семейное исполнение любимых
песен на праздниках семейных.
Музыкально-ритмическая деятельность:
Поддерживает
интерес к музыкально-двигательной деятельности детей. Как можно чаще
создавать ситуации для танцевальной импровизации дошкольников.
Использовать музыку для выполнения физических упражнений. При обсуждении
балета, танцев, увиденных фильмов, театре, на концерте обращают
внимание детей на красоту движений, возможности языка-жеста, мимики,
позы, пантомимы.
Организация
1. Выполнение утренней гимнастики, лечебной физкультуры под музыку
2.
Просмотр передач транслирующих концерты, театральные постановки,
кинофильмы, балетных постановок, соответствующих возрасту ребенка с
последующим обсуждением.
3. Использовать как самостоятельно, так и
совместно подготовленные танцевальные композиции семейных праздников, а
также танцевальных импровизаций.
Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах:
Обеспечить
условия для элементарного музицирования на простейших музыкальных
инструментах: народных (бубен, ложки, колокольчики, трещотки и другие),
инструментах детского оркестра (металлофон, триолла, ксилофон). Учить
музицировать на одном, двух – трех звуках индивидуально и в совместно со
взрослыми. Предлагать творческие импровизации, близкие интересам
ребенка (идет дождик, шумит ветерок, гремит гром и другие).
Организация
1. Материальное обеспечение элементарного музицирования:
а) приобретение музыкальных инструментов
б) создание музыкального уголка
в) совместное создание музыкальных инструментов из подручных материалов
2. Во время самостоятельных занятий музицированием ребенку создать условия, чтобы его в это время не отвлекали.
3.
Cоздавать импровизированные семейные оркестры, с привлечением
родственников и друзей (например, шумовые оркестры на семейных
праздниках)
Можно сделать вывод, что при активном музыкально-
эстетическом воспитании в семье в процессе решения выше изложенных задач
с использованием разнообразных форм музыкальной деятельности ребенка, а
также привлечения родителей к участию в мероприятиях детского сада,
связанных с музыкальным развитием дошкольника, способствует обогащению
духовного мира ребёнка более эффективному развитию его музыкальных
способностей, эмоциональной отзывчивости и формировании музыкальной
культуры в целом.
Музыкальный руководитель Шелкоплясова Н.В.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ:
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи (1996) значительное количество детей дошкольного и младшего школьного возраста (от 60 до 80%) имеют нарушения осанки.
Осанка — привычное положение тела ребенка, его манера держаться. Правильная
осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, поскольку
она способствует нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем
организма и помогает избегать поздних нарушений опасных для здоровья.
Поэтому осанка является одним из важных показателей здоровья и
существенным критерием гармоничности развития ребенка. В связи с выше
изложенным профилактика нарушений осанки у детей имеет большое значение. С целью предупреждения нарушений осанки у детей необходимо придерживаться следующих рекомендаций: 1.
Ребенок должен спать на ровной и твердой постели. Длина кровати должна
быть больше роста ребенка на 20-25 см, чтобы можно было спать с
вытянутыми ногами. Подушка не должна быть высокой и чрезмерно мягкой. 2. Необходимо, чтобы мебель соответствовала росту ребенка. 3. Во время различных занятий и игр следует обеспечить хорошую освещенность. 4.
В повседневной жизнедеятельности необходимо контролировать позу ребенка
при ходьбе, стоянии, занятии с игрушками, езде на велосипеде, чтении и
письме, напоминая ему о правильном положении тела и отдельных его
звеньев. 5.
Значительную роль в профилактике нарушений осанки играет рациональный
суточный режим жизнедеятельности (полноценный сон. регулярное питание,
правильное чередование различных видов деятельности, оптимальный уровень
двигательной активности, прогулки на открытом воздухе и т.п.). 6. Следует систематически использовать упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ: По
данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и
молодежи (1996) у детей дошкольного и младшего школьного возраста
отмечаются увеличение функциональных отклонений со стороны
опорно-двигательного аппарата; при этом функциональная недостаточность
стоп выявляется у 67,2-67,3% детей. Уплощение
стоп сопровождается слабостью мышц и ухудшением эластических свойств
связок, быстрой утомляемостью мышц голени, тяжестью в ногах, болевыми
ощущениями в различных отделах стопы, в икроножных мышцах, снижением
физической работоспособности, нарушением осанки. Соблюдение
приводимых ниже несложных рекомендаций будет способствовать
формированию правильного свода стоп у детей и предупредит возникновение
плоскостопия. 1.
Предупреждению деформации стоп способствует рациональная обувь:
нерантовая, с твердой подошвой, небольшим каблучком и шнуровкой. Не
рекомендуется ношение обуви с плоской подошвой, например, мягких тапочек
и валенок. 2.
Полезно чаще ходить босиком, в теплое время года, на открытом воздухе -
по траве, песку, а в холодное время года, в помещении - по ковру, полу.
Босохождение позволяет сочетать укрепление мышц и связок стоп с их
локальным закаливанием. 3.
Во время ходьбы детей необходимо обращать внимание на правильную
постановку шагающей ноги на опору: пяткой с последующим перекатом на всю
стопу, а не плашмя, всей стопой; не допускать шарканья и шлепанья стоп,
не разводить носки. 4.
Вечером перед сном рекомендуется ежедневное обмывание ног прохладной
водой с последующим энергичным растиранием стоп сухим, жестким
полотенцем до появления ощущения тепла и покраснения кожи. 5. Большое
значение в профилактике функциональной недостаточности стоп имеет
систематическое укрепление мускулатуры ног с помощью физических
упражнений: различных видов ходьбы (по ребристой поверхности, на носках,
на наружных краях стоп, с поворотом стоп носками во внутрь и т.п.),
подскоков, прыжков и бега на носках, приседаний на носках, сгибаний и
разгибаний пальцев стоп из различных исходных положений (сидя, лежа на
спине, стоя), катания стопами гимнастической палки, мяча, захватывания и
перемещения пальцами ног различных мелких предметов и др. Инструктор по физической культуре Дулап Р.И
ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ:
Инфекционные
заболевания возникают в результате проникновения в организм человека
каких-либо микроорганизмов (бактерий, вирусов или простейших) и
размножения их там.
Профилактика инфекционных заболеваний проводится по трем направлениям. Первое из них связано с выявлением и изоляцией источника инфекции, второе направлено на исключение механизмов передачи и третье — повышение устойчивости ребенка к инфекционным заболеваниям.
Для предупреждения распространения инфекции в дошкольном учреждении важно своевременно выявить заболевшего ребенка. Большую
помощь в этом медицинскому персоналу оказывают заведующая ДОУ,
воспитатель, младший воспитатель, которые, зная индивидуальные
особенности каждого ребенка, при внимательном к нему отношении могут
своевременно заметить любое отклонение в его поведении и самочувствии и
сообщить об этом врачу для установления диагноза и изоляции. Большинство
родителей понимает, что благодаря несложной профилактике болеть ребенок
будет реже, а лечение (если он все-таки заболеет) окажется менее
длительным и дорогостоящим. Если прививки и профилактические осмотры
делать своевременно, то поводов для визита к врачу станет меньше, а
любые отклонения в росте и развитии ребенка будут замечены вовремя. Кроме
того, если ребенок привыкнет видеть доктора во время регулярных
осмотров, медицинская помощь не будет ассоциироваться у него с болью и
страхом, и, заболев, он не станет бояться человека в белом халате.
Наконец, привычка заботиться о своем здо-ровье, соблюдать меры
профилактики пригодится ему в будущем. Для профилактики наиболее опасных
и часто встречающихся заболеваний у детей раннего и дошкольного
возраста на базе поликлиник и дошкольных учреждений проводится
вакцинация с целью создания искусственного иммунитета. В настоящее время
в соответствии с приказом Минздрава Российской Федерации от 27.06.01 №
229 «О национальном календаре профилактических прививок по эпидемическим
показаниям» в России проводится вакцинация против следующих
заболеваний: вирусного гепатита В, туберкулеза, коклюша, дифтерии,
столбняка, полиомиелита, кори, эпидемического паротита и краснухи.
Старшая медсестра : Богданова Л.Н. Уважаемые родители! Помните! Ребёнок
учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.
Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге
не только вашего ребёнка, но других родителей Берегите ребёнка! Начните с себя.
Обучение
правилам дорожного движения начинается отнюдь не тогда, когда ребенок
делает первые шаги. Уже намного раньше он запоминает, как ведут себя его
близкие (равно как положительное, так и отрицательное поведение).
Поэтому изучение правил поведения на дороге начинается с того, как ведут
себя в сходных ситуациях взрослые - вы сами, ваш муж, дедушка и
бабушка, братья и сестры, а также все, с кем ваш ребенок так или иначе
соприкасается. Прежде чем вы впервые с ребенком на руках или в коляске
пересечете проезжую часть, научитесь вести себя на улице так, как вы бы
хотели, чтобы это делал ваш ребенок. Самые важные правила: 1. По тротуару следует идти как можно дальше от проезжей части; 2. Переходя улицу, следует остановиться у проезжей части и посмотреть налево, потом направо и снова быстро налево; 3. Начинайте переходить улицу только при зеленом свете светофора; 4. Улицу
переходите по возможности в безопасных местах - у светофора, на
обозначенном "зеброй" переходе или, по крайней мере, на перекрестке -
водители машин здесь более внимательны.; 5. Никогда не бросайтесь в транспортный поток очертя голову. Лучше
всего вы преодолеете свою "внутреннюю разболтанность", если вы, ваши
родственники, друзья и соседи будете взаимно контролировать друг друга.
Не стоит легкомысленно относиться к первому опыту освоения правил
дорожного движения. Без этой основы вы вообще не можете двигаться
дальше. Поговорите также со всеми, кто окружает вашего ребенка, сколько
ответственности уже сегодня они могут принять на себя за его поведение
на улице. Конкретная подсказка: всякий раз, когда "застукаете" себя за
нарушением правил движения, уясните четко, какой крошечный выигрыш во
времени вам это принесло.
В младшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить: · правила дорожного движения; · элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекрёсток); · транспортные средства (трамвай, автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, велосипед); · средства регулирования дорожного движения; · красный, жёлтый и зелёный сигналы светофора; · правила движения по обочинам и тротуарам; · правила перехода проезжей части; · без взрослых выходить на дорогу нельзя; · правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте. Для этого вам нужно: · для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге; · объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит; · когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя; · указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей; · научите ребенка правилам езды на велосипеде (где можно ездить, а где нельзя, как подавать сигналы о повороте и об остановке); · когда едете с ребенком на велосипеде, держитесь сзади, чтобы контролировать ребенка и отмечать его ошибки; закреплять
зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги,
магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры,
пути безопасного и опасного движения в детский сад); · развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади); · развивать представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает); · не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность; · читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.
Рекомендации по обучению детей ПДД При выходе из дома Если
у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет
ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные
средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь –
нет ли опасности. При движении по тротуару Придерживайтесь
правой стороны. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка
за руку. Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за
выездом машин со двора. Не приучайте детей выходить на проезжую часть,
коляски и санки везите только по тротуару. Готовясь перейти дорогу Остановитесь,
осмотрите проезжую часть. Развивайте у ребенка наблюдательность за
дорогой. Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги.
Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей. Учите
ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины. Не стойте
с ребенком на краю тротуара. Обратите внимание ребенка на транспортное
средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей
поворота у машин. Покажите, как транспортное средство останавливается у
перехода, как оно движется по инерции. При переходе проезжей части Переходите
дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке. Идите только
на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин. Выходя на проезжую
часть, прекращайте разговоры. Не спешите, не бегите, переходите дорогу
размеренно. Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так
хуже видно дорогу. Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за
транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу. Не торопитесь
перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный
автобус, приучите ребенка, что это опасно. При переходе по
нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом
движения транспорта. Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало
машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора,
из переулка. При посадке и высадке из транспорта Выходите
первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на
проезжую часть. Подходите для посадки к двери только после полной
остановки. Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить
дверями). Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это
опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка
на дорогу). При ожидании транспорта Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине. Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях. Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени. Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей. Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения! · Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом! · Выходя
на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребёнок должен
привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться. · Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора. · Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход». · Из
автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном
случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги. · Привлекайте
ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге:
показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с
большой скоростью и т.д. · Не
выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно
дороги, – это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её
повторяли. · Посвятите отдельную прогулку правилам перехода через дорогу. Проверьте, правильно ли ваш ребенок их понимает, умеет ли использовать эти
знания в реальных дорожных ситуациях. Для этого потренируйтесь вместе
переходить по пешеходному переходу через проезжую часть с односторонним и
двусторонним движением, через регулируемый и нерегулируемый
перекрестки. · Во
время каникул неважно, останется ли ваш ребенок в городе или уедет,
необходимо использовать любую возможность напомнить ему о правилах
дорожного движения. Не оставляйте детей без присмотра на улице, не
разрешайте им играть вблизи проезжей части. · Приучайте
детей с раннего возраста соблюдать правила дорожного движения. И не
забывайте, что личный пример - самая доходчивая форма обучения. Берегите ребёнка! Старайтесь сделать всё возможное, чтобы оградить его от несчастных случаев на дороге! Полезные сайты в помощь родителям по данной тематике: Интернет-портал "Добрая Дорога Детства"
Вы найдете здесь много полезного и интересного Детский журнал "Спасайкин"
Основная тема: обучение детей правилам безопасного поведения, как в
обычной жизни, так и в случае чрезвычайной ситуации (угроза
террористического акта, пожара, наводнения идорожного движения). Внимание: фликер! Фликер (световозвращатель) на одежде - на
сегодняшний день реальный способ уберечь ребенка от травмы на
неосвещенной дороге. Принцип действия его основан на том, что свет,
попадая на ребристую поверхность из специального пластика,
концентрируется и отражается в виде узкого пучка. Когда фары автомобиля
"выхватывают" пусть даже маленький световозвращатель, водитель издалека
видит яркую световую точку. Поэтому шансы, что пешеход или велосипедист
будут замечены, увеличиваются во много раз. Например,
если у машины включен ближний свет, то обычного пешехода водитель
увидит с расстояния 25-40 метров. А использование световозвращателя
увеличивает эту цифру до 130-240 метров! Маленькая
подвеска на шнурке или значок на булавке закрепляются на одежде,
наклейки - на велосипеде, самокате, рюкзаке, сумке. На первый взгляд
фликер (такое название придумали российские производители
световозвращателей - компания "Современные системы и сети-XXI век")
выглядит как игрушка. Но его использование, по мнению экспертов по
безопасности дорожного движения, снижает детский травматизм на дороге в
шесть с половиной раз! 3) форму выбирайте самую простую: полоска, круг.
В скандинавских странах (где, как и у нас,
зимой поздно светает и рано темнеет) не только дети, но и взрослые
обязаны носить на одежде световозвращатели в темное время суток, причем
везде, в том числе и на освещенных улицах. Финны, например, выяснили,
что половина всех травм на дороге происходит в темноте или в сумерках,
поэтому световозвращатели надо носить и при переходе улицы, и при
движении по дороге.
Чем больше фликеров, тем лучше. В черте
города ГАИ рекомендует пешеходам обозначить себя световозвращающими
элементами на левой и правой руках, подвесить по одному фликеру на
ремень и сзади на рюкзак. Таким образом, самый оптимальный вариант,
когда на пешеходе находится 4 фликера.
Производители одежды,
особенно, детской, начали активно использовать нашивки из
световозвращающей ткани. К сожалению, световозвращатели нашиты далеко не
на всех изделиях, а, кроме того, для удешевления в производстве одежды
применяют световозвращающий материал со стеклошариками, эффективность
которого ниже. Например, в дождь эти полоски на куртке или брюках
перестают быть заметными, да и расстояние, на котором они "работают",
меньше, чем у фликеров.
Какие фликеры самые лучшие? Покупайте
фликеры только белого или лимонного цветов. Именно они имеет наиболее
оптимальную световозращаемость для того, чтобы пешеход был заметен в
темное время суток. Кстати, оранжевые зайчики, зеленые белочки,
огненно-красные сердечки сложно назвать фликерами. Скорее всего - это
яркие сувениры, которые так любят маленькие дети и женщины, чьи дамские
сумочки постоянно украшают подобные игрушки.
Но полагаться
только лишь на фликеры тоже не стоит. Это всего один из способов
пассивной защиты пешеходов. Необходимо помнить и о других методах
решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма - о
воспитании грамотного пешехода. Только в комплексе они смогут обеспечить
безопасность детей на наших дорогах.
ВАЖНО
Правильные (сертифицированные) фликеры:
Видимость - 400 метров
При скорости 90 км/ч фликер светиться 8 секунд
При скорости 60 км/ч - 24 секунды
Неправильный фликер:
Заметен на расстоянии 80 метров
При 90 км/ч видимость 6 секунд
При 60 км/ч - 3 секунды
Чтобы купить настоящий фликер, а не игрушку-сувенир:
1) спрашивайте у продавцов, есть ли сертификат на фликер;
2) отдавайте предпочтение белому и лимонному цветам;