07.06.2024
Скоро в школу
Тесты на школьную готовность нередко состоят из диагностических процедур на счет, письмо, чтение. Тогда как обучение в школе требует умения:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- сравнивать, анализировать, группировать;
- действовать произвольно;
- действовать по образцу;
-общаться со сверстниками;
- желание быть школьником, «взрослым».
В дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность. В школе осуществляется переход к учебной деятельности, которая на ближайшие 11 лет станет ведущей для детского развития. В переходный год (5-6 лет) в детском саду осуществляется постепенная, щадящая подготовка ребенка к школе, вплетающая в игровую деятельность элементы учебной, т.е. опираясь на зону ближайшего развития (ЗБР). В ЗБР входят умения и способности ребенка выполнять что-то, но при помощи взрослого, под его руководством, - то, что полностью самостоятельно ребенок еще не может делать (например, долго удерживать внимание, выполнять неинтересную работу и т.д.). Эти способности тренируются на занятиях в детском саду.
Бытовые, повседневные ситуации богаты обучающим материалом, позволяющим сформировать, закрепить, обогатить различные составляющие психологической готовности ребенка к школе. Перечислим их еще раз: навыки действия по образцу, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, развивать память, речь, строить отношения с окружающими взрослыми и сверстниками и др.
Повседневное общение становится неиссякаемым источником обучения, взаимного познания и радости детско-родительских отношений. И в этом ведущая роль принадлежит родителям. Важной составляющей подготовки к школе может стать знакомство ребенка со школой: как она выглядит, как устроена, каков школьный распорядок, чем занимаются дети в школе; не менее интересными и познавательными могут стать воспоминания родителей о своем первом классе, домашние фотографии, сохранившиеся первые тетрадки и букварь, впечатления родителей, ориентирующие ребенка на школу, формирующие у него реальные представления о ней.
Ребенок 6 лет должен:
· различать предметы по признаку формы;
· обозначать словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам;
· сравнивать по длине, высоте, ширине до 10 предметов, раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке;
· применять различные цвета и оттенки для создания выразительного образа;
· изображать овощи, фрукты, игрушки по представлению и с натуры;
· создавать изображение фигуры человека и животного в движении;
· создавать выразительные образы по представлению и с натуры, используя способ вырезания, приемы симметричного вырезания из бумаги;
· строить и рисовать по теме и условиям, планируя этапы создания постройки.
В 6-7 лет ребенок должен уметь:
· выполнять задание не отвлекаясь около 15 минут; находить 5-6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8-10 предметов; выполнять самостоятельно, быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение (развитие внимания);
· запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений (развитие памяти);
· определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках, отличия между предметами и явлениями; находить среди предложенных предметов лишний, объясняя свой выбор (развитие мышления);
· называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной мерки; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам (математическое развитие);
· правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта (не менее 6-7 предложений); составлять предложения из 5-6 слов, членить простые предложения на слова; делить слова на слоги (речевое развитие);
· свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием, штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей (развитие мелкой моторики);
· называть свое имя, фамилию, отчество; имя и отчество своих родителей; название своего родного города, столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.
Не забывайте, что ваши занятия с ребенком должны проходить на достаточно хорошем эмоциональном уровне. Если Ваш малыш в данный момент не настроен заниматься, отложите занятия до более удобного момента.
Мы надеемся, что эта информация будет Вам полезна!